Наша база данных:

Наши проекты:

Наш инструментарий:

Навигация по сайту:


Жившее на территории Крымского ханства христианское население (греки, армяне) занималось торговлей, промыслами, садоводством и составляли огромную статью дохода для правительства. Христиане были очень стеснены ханскими поборами, кроме того, отношения между ними и мусульманами в 1770-е гг. обострились. Командующий русскими войсками в Крыму князь А.А. Прозоровский предложил мысль о переселении крымских христиан в Россию.
Во время переселения греков в Приазовье все переселенцы сначала прибывали в Александровскую крепость, затем отправлялись на зимний постой по селам, хуторам и в Самарский Пустынно-Николаевский монастырь. Однако многим пришлось зимовать под открытым небом. Неустроенность быта, большая скученность людей в домах, холод, голод и болезни вызвали повышенную смертность среди переселенцев. Некоторые из прибывших возвращались в Крым.
Согласно разработанным и отправленным Екатерине II летом 1778 года условиям выхода из Крыма, греки ожидали поселения между реками Днепром, Самарою, Орелью и устройства города «на привольном месте при большой реке» (название города не оговаривалось. Жителями города и окрестных сел могли быть только переселившиеся из Крыма христиане.
Кроме этого переселенцы рассчитывали на свободное занятие торговлей и ремеслами, беспошлинное пользование «из рек рыбной ловлею и из лесов дровами»; освобождение от всяких податей на десять лет и навсегда — от военных постоев и от исполнения воинской службы.
Чертков, изучив эти «условия», писал Азовский губернатор В.А. Суворову: «Просимого ими в Екатеринославе с уездом его, а равно А.В. земли между реками Днепром, Самарою и Орелью дать невозможно по причине, что оные, а паче при тех реках частью издавна заселены, а частью вновь заселяются государственными и владельческими слободами, так что совсем уже пустых мест нет... А впрочем есть еще места в Мариенпольском уезде, от вершины Волчьей подаваясь как к Бахмутской провинции, так и к Азовскому морю, по правому берегу рек Калмиуса и Калеца, равно и по берегу того же моря...».
Греки, осмотрев земли Мариенпольского уезда, остались ими недовольны. 8 апреля 1779 года митрополит Игнатий писал в Азовскую губернскую канцелярию: «Посланные от меня греческие начальники, также хлебопашцы для приему и обозрению назначенной к поселению земли от устья реки Солоной вверх по Волчьей и по речке Быку сего числа возвратились и жалуются, что в тех местах не только леса, но и камыша и с чего топливо иметь да и воды нет, почему в тех местах селение вовсе невозможно...».
Однако, к этому времени российские чиновники уже подготовили Высочайший указ о принятии греков-переселенцев в российское подданство и их устройстве.
Жалованная грамота (указ) была подписана Екатериной II 21 мая 1779 года. Этот документ составлен на русском и греческом языках и занимает пять листов. Почти все «условия», разработанные крымскими христианами еще в июле 1778 года, то есть накануне переселения, были учтены. Для селений и дач крымских христиан-греков была определена территория Мариенпольского уезда и часть побережья Азовского моря. Вопрос о городе проживания в указе решался так: «Для купечества же, мастеровых и промышленников назначаем к обитанию их той губернии города Екатеринослав и Марианополь как выгоднейшие для торговли места».
Предложенный грекам Екатеринослав находился на реке Самаре, то есть как раз в той местности, которую первоначально просили отвести для них крымские христиане (Екатеринослав, ставший впоследствии Днепропетровском, появился лишь в 1784 году и до 1802 года назывался Новороссийском). Марианополь — это Мариенполь, строительство которого началось в 1777 году при впадении реки Солоной в Волчью как уездного центра Мариенпольского уезда (сегодня это территория Днепропетровской области).
С мая по сентябрь 1778 г. из Крыма в Приазовье и Новороссию была переселена 31 000 человек для освоения пустынных земель, развития там земледелия и торговли. Русское правительство выделило транспорт, охрану и денежную помощь, было истрачено 130 000 рублей. Переселенцы на 10 лет освобождались от всех податей и поборов, "на вечные времена" освобождались от рекрутской повинности, постоев в их домах и крепостной зависимости.
подробнее о медали (ордене, знаке) можно узнать в нашей основной базе

"КАЛЕНДАРЬ ИСТОРИИ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЕЕ НАГРАДЫ"
-
каждый день в истории от истоков государства Российского и до наших дней,
посвящен
75-летию победы в Великой Отечественной Войне.
