Наша база данных:
Наши проекты:
Наш инструментарий:
Навигация по сайту:
Учился в петербургской Академии художеств (1860-63) у А.Т.Маркова, Ф.А.Моллера, А.Е.Бейдемана, а также в мастерской Ж.Л.Жерома в Париже (1864-1865). Много путешествовал по России и странам Западной Европы, а также по Сирии, Палестине, Индии, Японии, США. Участвовал в завоевании Средней Азии, в русско-турецкой (1877-78) и русско-японской (1904-05) войнах. Свои картины Верещагин писал, главным образом, на основе зарисовок и этюдов с натуры, выполненных во время событий, участником которых был он сам, либо во время путешествий. Стремясь наиболее полно отобразить исторические события, Верещагин объединял свои картины в тематические серии ("Туркестанская" серия (1871-74), "Балканская" серия (1877-78 и 1880-е гг.), серия на тему Отечественной войны 1812 (1887-1904) и др.). По демократической направленности своего творчества Верещагин был близок к передвижникам. В его работах впервые в русском батальном жанре романтическое изображение военной схватки уступило место философски глубоким размышлениям о войне, в результате чего в трактовке Верещагина батальный жанр превратился в батально-исторический. Отказавшись от ложной героизации, условности и парадности академической батальной живописи, Верещагин с глубоким драматизмом показывал жестокие и кровавые будни войны, несущей неисчислимые страдания народам ("После неудачи (Побежденные)", 1868, Русский музей, Санкт-Петербург; "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", 1881, Третьяковская галерея). Ради того, чтобы увидеть и правдиво запечатлеть самую неприкрашенную картину войны, Верещагин неоднократно шёл на опасные боевые операции. Однако художник не понимал истинной, социальной природы войны. Не зная верных методов борьбы с ней, Верещагин порой обличал её с позиций пацифизма. Но в своих лучших произведениях он с демократических позиций подверг резкой критике захватнические войны. Огромной заслугой Верещагина является то, что он впервые в истории батальной живописи показал в своих полных патриотического пафоса картинах солдат как главную силу военных событий, солдатские мужество и тяжёлый труд (триптих "На Шипке всё спокойно!", 1878-79, местонахождение неизвестно). Выступая против завоевательных войн ("Апофеоз войны", 1871-72, Третьяковская галерея), обличая феодальное варварство, религиозный фанатизм ("Торжествуют", 1872, там же), колониализм ("Подавление индийского восстания англичанами", около 1884), Верещагин показывал и мужество, и нравственную силу народа, сражающегося с захватчиками (картина из серии об Отечественной войне 1812 "Не замай - дай подойти!", 1887-95, Исторический музей, Москва). Верещагин много работал в области этнографически-бытовой и пейзажной живописи ("Всадник-воин в Джайпуре", после 1874-76, Третьяковская галерея; "Зырянин", 1893-94, Русский музей; "В горах Алатау", 1869-70, "Мавзолей Тадж-Махал в Агре", 1874-76, - обе в Третьяковской галерее). В произведениях Верещагина документальная точность изображения сочетается с тщательно разработанной композицией, точным рисунком, яркой красочностью живописных решений. Условные приёмы академической живописи, постепенно преодолевавшиеся Верещагиным на протяжении творческого пути, уступали место поискам правдивого изображения предметного мира в условиях естественной световоздушной среды.
Стремясь пропагандировать своими произведениями антимилитаристские идеи, Верещагин устраивал выставки своих картин в городах Европы и Америки. Он выступал и как писатель-публицист. Творчество Верещагина, встретившее горячее одобрение мировой демократической общественности, подвергалось постоянным нападкам со стороны реакционных кругов России и др. стран.
Погиб 13 апреля 1904 года при взрыве броненосца "Петропавловск" близ Порт-Артура.
подробнее о медали (ордене, знаке) можно узнать в нашей основной базе
"КАЛЕНДАРЬ ИСТОРИИ РОССИИ ЧЕРЕЗ ЕЕ НАГРАДЫ"
-
каждый день в истории от истоков государства Российского и до наших дней,
посвящен
75-летию победы в Великой Отечественной Войне.