Наша база данных:

орнамент завиток

Наши проекты:

орнамент завиток

Наш инструментарий:

орнамент завиток

Навигация по сайту:

орнамент завиток Valid XHTML 1.0 Transitional Правильный CSS!
 
Яндекс.Метрика
 

 

 

Концепция духовно-нраственного воспитания школьников

 

В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Ценности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и иных коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко они могут воспитываться всем укладом школьной жизни.

Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Особое значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы: от дошкольного детства к школьному, от детства к подростковому возрасту, от него к юности. «Перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал Л.С. Выготский, есть основной момент при переходе от возраста к возрасту».

Отсутствие в 1900-х годах ценностнообразующей государственной политики, приоритет образовательной парадигмы в школе, игнорирование воспитательных задач привели к искажению ценностных ориентиров российского общества в начале XXI века. Воспитание — это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем.

Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. того образа человека, который имеет приоритетное значение для общества в конкретно-исторических, социокультурных условиях.

Национальный воспитательный идеал - высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. Такой идеал имеет конкретно-исторический характер, соответствует условиям определенной эпохи.

В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан, прежде всего, в образе Христа.

Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа. Чтобы удерживать страну, территория которой постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита русской земли приравнивалась к защите православия и наоборот, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

В начале XVIII в. Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора. Государство возвышается над церковью, формулируется новый воспитательный идеал — «человек государственный, слуга царю и отечеству». Образовательная система ориентируется на задачи подготовки профессиональных кадров для государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу Отечества, — утверждал М.В.Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла». Главным в воспитании он считал формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.

Представление о новом воспитательном идеале, который должна была поддерживать отечественная школа, содержала книга «О должностях человека и гражданина», изучавшаяся с 1783 г. во всех учебных заведениях империи. В ней были изложены нравственные и правовые нормы того времени, среди которых забота о благе Отечества была важнейшей.

Для императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина.

В XIX в. происходит возвращение к нравственно-религиозному подходу, Александр I отменяет чтение книги «О должностях человека и гражданина» в образовательных учреждениях, Закону Божьему возвращается статус главного учебного и воспитательного предмета. Это не меняет государственной образовательной политики, направленной на воспитание благонадежных подданных, преданных и полезных монархии и Отечеству.

После октябрьской революции 1917 г., в советский период, государство обретает всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью.

Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви.

Спектр жизненных смыслов сжимается до веры в коммунизм и служения партии.

Вместе с тем эта эпоха в отечественной истории формирует высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дает примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения материальным во имя идеального.

Советское общество никогда не жило настоящим, но всегда только будущим всего человечества. В этом его проблемы и уникальное всечеловеческое значение, пока нами неосознанное.

Конец прошлого века и первые годы нынешнего представляют собой особый период в российской истории и образовании.

Этот исторический период смены ценностных ориентиров порождает собственный идеал индивида – свободная в своем самоопределении и развитии личность.

Негативные последствия полного раскрепощения личности, ее освобождения от ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом - утилитаризм, потребительство, гедонизма, балансирование на грани вседозволенности, - не замедлили проявится во всех сферах общественной жизни. Сегодня же, на новом этапе развития России, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо опираться на лучшие отечественные традиции, сохраняя преемственность по отношению к воспитательным идеалам предшествующих эпох.

Современное российское образование должно быть нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие.

В то же время человек становится личностью только в обществе и его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени, культуры и общества.

Современный гуманистический идеал актуализирует такие качества личности, как патриотизм, гражданственность, служение Отечеству, лояльность государству, уважение к своей истории, культуре и традициям народа.

Необходимость обновления России, курс на ее инновационное социально ориентированное развитие требуют солидарной устремленности личности, общества и государства в будущее, нацеленности на достижение качественно нового общественного состояния, наполненности личной жизни социальными смыслами.

Устремленность в будущее не может сопровождаться разрывом с прошлым, и оно не должно вести к социальному расколу. Будущее строится всем народом и для всего народа.

Модернизация России не является самоцелью. Это способ сделать жизнь в нашей стране нравственнее, гуманнее, человечнее и комфортнее. Чтобы усилить гуманистическое и нравственное измерение модернизации, необходимо помнить, что Россия принадлежала и принадлежит к европейской цивилизации, что путь России в будущее определяется вектором, возникшим в недрах христианской цивилизации.

Этот вектор привел многие страны на всех континентах к экономическому процветанию. Он был принят в России на рубеже XIX-XX веков усилиями С.Ю.Витте и П.А.Столыпина, но был, впоследствии, отвергнут большевиками. Его нынешняя реинкарнация происходит в среде, которая ему пока ценностно не соответствует. Чтобы восстановить утерянную веру в человечность, свободы человека, милосердие, дух предпринимательства и предпринимательской аскезы, школе, семье, государству нужен духовный союзник.

Таким духовным союзником в Российской Федерации как в поликонфессиональной стране с многочисленной православной аудиторией становится преображаемая на наших глазах Русская православная церковь, способная вместе с другими конфессиями и при их взаимном уважении удерживать этот вектор, стать важнейшим источником формирования единого базового ценностного консенсуса.

Выбор национального воспитательного идеала осложняется фрагментированностью российского общества по этническому, религиозному и социальному признакам. Представители разных общественных групп могут иметь и имеют существенные ценностные различия. Но при этом национальные российские ценности должны иметь приоритет над групповыми интересами и целями.

Россия устремлена в будущее, в котором она будет представлять собой не только единое государство, но и единый народ, скрепленный общими ценностями, духовными смыслами, общностью исторической судьбы.

В соответствии с этим должен определяться и современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности:
- личностная культура;
- социальная культура;
- семейная культура.

Личностная культура – это: готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению.

Реализация творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и универсальной духовно-нравственной установки – «становиться лучше»;
- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;
- трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Семейная культура – это:
- осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству;
- понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого;
- бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Социальная культура – это:
- осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей;
- вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями;
- адекватное восприятие ценностей общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, честности судов и ответственности власти, гражданского общества;
- готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современной эпохи;
- развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
- способность к сознательному личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, народом, Отечеством, родителями, будущими поколениями;
- забота о преуспевании единого многонационального российского народа, поддержание межэтнического мира и согласия.

Воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично, что хорошая учеба станет одним из важнейших воспитательных результатов.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.

«В демократической России не должно быть принудительного гражданского согласия. Любое гражданское согласие здесь может быть только добровольным. Но именно поэтому так важно его достижение по таким коренным вопросам, как цели, ценности, рубежи развития, которые желательны и привлекательны для подавляющего большинства россиян. Одна из основных причин того, что реформы у нас идут так медленно и трудно, заключается именно в отсутствии гражданского согласия, общественной консолидации».

Обеспечение духовно-нравственного развития гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Духовно-нравственное развитие гражданина России обеспечивает развитие страны, процесс ее глубокой модернизации в его конкретно-человеческом, социально-личностном выражении.

Духовно-нравственное развитие личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей ее полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом.

Сферу педагогической ответственности в этом процессе можно обозначить двумя положениями:
- фокусом целенаправленных усилий государства является воспитание активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну;
- основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие гражданина России является общеобразовательная школа, выстраивающая партнерские отношения с другими социальными субъектами воспитания и социализации, такими, как семья, институты гражданского общества, конфессии, общественные организации, СМИ.

Носителями ценностей и традиций являются народы России. Соответственно задача духовно-нравственного развития гражданина России должна быть осуществлена путем последовательной интеграции личности обучающегося в культуры составляющих российское общество народов и мировую культуру, приобщение обучающихся к изуению существующих в с в нашей стране религиозные традиций.

Духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей:
- семейной жизни;
- культурно-регионального сообщества;
- культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей традиционных российских религий;
- российской гражданской нации;
- мирового сообщества.

Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой постепенное расширение ценностно-смысловой сферы личности под влиянием процессов обучения, воспитания и социализации.

Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье. Для обеспечения сохранения и развития связи, преемственности, непрерывности и органичной корректировки уже идущего в семье процесса воспитания ребенка, общеобразовательная школа должна сотрудничать с семьей при осуществлении процесса обучения и духовно-нравственного развития обучающихся, создавая:
- общее, открытое для социальной среды школьно-семейное пространство духовно-нравственного обучения и воспитания;
- условия к тому, чтобы школа была не только учреждением, где учат, но и стала социальной семьей ребенка.

Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края.

Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет.

Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Ступень российской гражданской идентичности достигается в процессе развития личности, ее духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания.

Россиянином становится человек, осваивающий культурные богатства своей страны и российских народов, осознающий их значимость, особенности, единство и солидарность в судьбе России.

Открытость миру, диалогичность с другими культурами – важное свойство духовно-нравственного развития гражданина России.

Перед человечеством всегда вставали проблемы смысла жизни, смерти и бессмертия, предназначения человека. В определенный период своей жизни каждый из нас задумывается над вопросами: кто я? Зачем я живу? Что будет после меня?

Поиск ответов на эти вечные вопросы и достижение определенного понимания основ человеческого бытия составляют суть духовно-нравственного развития человека.

Самые полные ответы на эти важнейшие вопросы во многих случаях давала религия. Религия присуща человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывает до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара.

Всеобщность религии – один из самых впечатляющих фактов всемирной истории. Она представляет собой неотъемлемый элемент культурно-исторического развития и духовного мира отдельного человека и человеческих сообществ.

Знание и понимание этого феномена, приобщение к религиозной культуре исключительно важны для полноценного образования и духовно-нравственного становления личности.

Гражданская национальная идентичность в современной России – неотъемлемое условие развития общества и государства. Мы – россияне – составляем один народ-нацию независимо от различий, которые обусловлены религией в случае, если российский гражданин считает себя верующим.

Гражданская национальная идентичность россиян обусловлена общностью исторической судьбы народов России и осознается представителями российских конфессий.

Наша гражданская идентичность основана на нравственных ценностях нашего народа.

При этом важным компонентом национальной концепции «Мы – российский народ» является отечественная религиозно-культурная традиция, включающая в себя традиционные российские религии, гармонию их отношений и взаимодействий.

Для полноценной российской идентификации в структуре личностного самосознания гражданина должно присутствовать знание, понимание и уважение отечественных религиозных традиций или определенная религиозная идентичность.

Сегодня светская и религиозная стороны жизни зачастую охватывают разные сферы личностного опыта.

Задача школьного воспитания – формирование целостной картины мира и целостного духовного опыта.

Сотрудничество культуры, науки и религии в воспитании, понимание того, что нравственные основы мотивации поведения человека имеют непреходящую ценность, можно направить в русло социального творчества. Под ним понимается любая созидательная деятельность во имя общественного блага.

Для этого воспитательный процесс в общеобразовательной школе должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты (научный, художественный, религиозный и др.), а также виды образовательной деятельности (учебная, внеучебная, внешкольная, семейная и др.) согласованно обеспечивали духовно-нравственное развитие, воспитание и социализацию человека, гражданина и патриота.

Школа и традиционные российские религиозные организации совместно с общественными организациями (ветеранскими, национально-культурными, экологическими и др.), а также с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта призваны создавать единое пространство духовно-нравственного развития россиянина.

Вопрос, следовательно, состоит не в том, может ли религиозная организация участвовать в воспитании и социализации школьников. Не только может, но и должна в силу того, что это часть ее миссии в мире.

Религии способны обеспечить чистоту, основательность и устойчивость нравственности и общественной морали. Это особенно характерно для этико-центричных культур, к которым, безусловно, относится культура России.

Необходимо педагогически интегрировать духовную ответственность всех традиционных российских конфессий и религиозных организаций в возрождаемую в настоящее время государственно-общественную систему обучения, воспитания и социализации детей и молодежи.

В ней не может быть обособленных фрагментов, социальных групп, преследующих свои, сугубо односторонние интересы.

Каждая особая часть этой системы, сохраняя свои принципы, содержание, традиции, должна содействовать достижению общенациональной цели – духовно-нравственному воспитанию гражданина России.

Если гражданская идентичность ослабляется или разрушается, то глубокие трещины идут по всем поддерживающим ее компонентам.

Для полноценного осуществления духовно-нравственного развития обучающегося и становления его гражданского самосознания в каждой государственной и муниципальной общеобразовательной школе должны быть реализованы минимально необходимые требования.

К таким требованиям следует отнести следующие:
- создание культурно-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей единые ценности российской нации, а также народов России, территориально-регионального и местного сообщества;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы российской государственности: герб, флаг, гимн, изображения лидеров государства и знаменитых людей (образцовых граждан) российской истории, плакаты, посвященные государственным праздникам, памятным датам национальной истории и др.;
- создание социально-воспитательной среды образовательного учреждения, содержащей символы субъекта Российской Федерации: герб, флаг, гимн, изображения знаменитых людей региона, плакаты, посвященные праздникам, памятным датам национальной истории и т. д.;
- создание эколого-воспитательной среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своей жизни, жизни других людей, природы, планеты в целом;
- создание эстетической среды образовательного учреждения, воссоздающей ценности красоты, гармонии, совершенства в архитектурном и предметном пространстве школы;
- создание локальной школьной воспитательной среды, воссоздающей историю данного образовательного учреждения, его культурные, педагогические и другие традиции, портреты и биографии замечательных педагогов и выпускников, другие события ее прошлого и настоящего;
- работа школы с семьей, системное привлечение родителей обучающихся к разработке и осуществлению школьных программ обучения, воспитания и социализации учащихся;
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с социальными субъектами воспитания (ветеранские, экологические, национально-культурные и иные общественные организации, традиционные российские религиозные организации, армия, органы охраны правопорядка, СМИ);
- взаимодействие общеобразовательного учреждения при разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;
- установление и совершенствование системы межпредметных связей, содержательно раскрывающих базовые национальные ценности, на освоение которых обучающимися направлены программы обучения, воспитания и социализации;
- интеграцию учебной, внеучебной, внешкольной, семейно-воспитательной, общественно полезной деятельности в рамках программ обучения, воспитания и социализации обучающихся;
- направленность программ обучения, воспитания и социализации обучающихся на решение проблем их личной, семейной и школьной жизни, а также проблем поселка, района, города, области, республики, края, России;
- педагогическую поддержку детско-юношеских и молодежных организаций и движений, содействующих духовно-нравственному развитию гражданина России.

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России.

Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Copyright? All Rights Reserved? Автор скептически отосится к соблюдению авторского права в российском интернете.