Наша база данных:
Наши проекты:
Наш инструментарий:
Навигация по сайту:
Филипп Генрих Мюллер внес такой большой вклад в развитие русской медали, что для показа его медалей было решено выделить целый раздел.
Сам медальер никогда не был в России, и тем не менее, созданной им серии медалей в память событий Северной войны была суждена долгая жизнь в русском медальерном искусстве.
История создания серии сводится к следующему: после Полтавского сражения победоносный для России исход войны становится очевидным, и Петр стремится оповестить Европу о военных успехах своей державы. В 1712 г. находящийся в Германии Я. В. Брюс помимо исполнения других поручений царя был занят поисками «доброго» мастера для изготовления медалей в память побед русского оружия в Северной войне. В самом начале 1713 г. он заключил договор с одним из известнейших медальеров Европы Филиппом Генрихом Мюллером (1654 - 1719), который менее чем за два года в своей мастерской в Аугсбурге создал штемпеля серии из 28 медалей, отразившей главные победы России над Швецией в 1702-1714 гг.
Со времени Людовика XIV в Европе была хорошо известна форма серии медалей, последовательно отображающая события жизни и правления монарха. Правители Европы очень скоро последовали примеру Франции, нередко заказывая медали владельцам частных мастерских, существовавших в основном в Германии. Одним из таких предприятий была мастерская Ф. Г. Мюллера в Аугсбурге, где вместе с медальером трудились его сыновья. Значительную часть жизни Мюллер провел в Нюрнберге на службе австрийской короне, но на склоне лет, уйдя в отставку, продолжил свою деятельность в собственной мастерской. К началу XVIII в. Мюллер приобрел европейскую из-вестность и получал заказы от многих государств, располагавших собственными монетными дворами и медальерами.
В Российском Государственном архиве древних актов (ф. 98, № 115) сохранились копии счетов, подписанных Мюллером, которые позволяют с точностью до месяца восстановить время изготовления того или иного штемпеля; известна и общая стоимость всего заказа - 1401 талер. Работа над серией велась с начала 1713 по октябрь 1714 г. В распоряжение медальера были предоставлены сведения об одержанных победах, гравюры с видами взятых городов и планами крепостей. Для создания портрета царя на штемпелях лицевых сторон Мюллеру был передан гипсовый медальон с портретом Петра.
В серию входило всего 25 сюжетов, но в процессе чеканки их стало 28. Уже с первых лет чеканки медаль в память основания Петербурга как бы «раздвоилась». Штемпеля ее лицевой и оборотной сторон стали сочетаться с портретным штемпелем и родился новый сюжет - «Открытие мореплавания на Балтике». Воспроизведение петербургской медали с правильным сочетанием сторон имеется в первой публикации серии в издании 1716 г. Такая же история произошла и с медалью в память строительства Кроншлота - встречаются как медали с правильным сочетанием штемпелей лицевая сторона с видом крепости, оборотная с изображением Минервы на берегу моря, так и сопряжения обеих сторон с портретным штемпелем и возникает новый сюжет - «Безопасное плавание по Балтике». Все эти варианты плюс два вида нарвской медали и составляют серию из 28 сюжетов.
В мастерской Мюллера были исполнены штемпеля для чеканки будущих медалей. Помимо 28 сюжетных штемпелей были вырезаны три вида с погрудными портретами - для лицевых сторон и два - с конными портретами Петра (для медали в память Лесной и Полтавской побед). В 1716 г. все штемпеля были доставлены в Москву и на Московском монетном двор в течение последующих лет было отчеканено несколько комплектов серии в золоте и серебре. Диаметр всех медалей серии - 46 мм, лишь полтавская, играющая главенствующую роль, выделена большим диаметром - 65 мм.