Наша база данных:

орнамент завиток

Наши проекты:

орнамент завиток

Наш инструментарий:

орнамент завиток

Навигация по сайту:

орнамент завиток Valid XHTML 1.0 Transitional Правильный CSS!
 
Яндекс.Метрика
 

 

 

Такая простая непростая пилотка

 

Пилотка — важнейший атрибут образа советского солдата, образа героя, победители и примера для подражания будущим поколениям. Именно поэтому в дни празднования Победы 9 Мая военные пилотки с красной звездой и другое обмундирование Советской Армии можно встретить повсеместно. Поблескивая красными звездами на солнце пилотки традиционно создают особую атмосферу «праздника со злезами на глазах» — Великого Дна Победы.

Но откуда же взялся столь любимый всеми головной убор — пилотка?

Первые прототипы пилоток, как частей военной формы, появились в XVIII веке в армиях Великобритании и Сербии. Полковник вооружённых сил Англии Александр Рэнделсон изобрёл «гленгарри», повсеместно распространившийся в армии к середине XIX века. Тогда же этот головной убор солдата становится обязательным элементом формы шотландских волынщиков. Этот английский аналог военной пилотки изготавливается из шерсти и имеет, помимо опознавательных знаков и значка кокарды, ленточки сзади и помпон сверху.

Прообразом солдатской пилотки в Россиибыл головной убор сокольих обществ начала ХХ века. Он отдалённо напоминает современную советскую пилотку, однако сходство всё-таки очевидно.

Первый опыт внедрения пилотки был ещё в царской армии – в начале века среди обмундирования армии царя появилась пилотка лётчика. Тогда ещё, складная шапочка не называвшаяся пилоткой, была введена в обиход в 1913 году в качестве варианта запасного головного убора солдата и офицера авиации Императорской армии.

Инициатором введения в российской армии такого элемента военной формы стал тогдашний начальник офицерского отдела С.А. Ульянин – один из основоположников отечественной авиации. Вариант для младших чинов был выполнен из тёмного суконного материала с красными выпушками, спереди находилась кокарда. Солдатская пилотка отличалась от офицерской в первую очередь качеством ткани и отсутствием серебряных вставок.

Форменная шапка пилотка офицера императорской авиации, называвшаяся тогда «перелёткой», представляла собой изделие из шерсти и бархата длиной 27 сантиметров с серебряными кавказскими галунами с офицерской кокардой спереди. Офицеры имели разрешение надевать пилотку лётчика лишь во время полёта, между полётами и при работе на аэродроме – для других случаев обязательной была традиционная фуражка.

Отметим, что этим правилом зачастую пренебрегали – военные пилоты гордились своей принадлежностью к авиации, и их особенная форма являлась наилучшим способом выделиться среди простых смертных. Складная шапка-пилотка уже к 1914 году стала самым популярным элементом обмундирования в императорской авиации – её было принято класть под сиденье перед вылетом, чтобы немедля надеть по окончании полёта. Дошло до того, что в 1916 году была сфабрикована телеграмма в интендантское ведомство от имени великого князя Александра Михайловича, которая предписывала «Немедленно заменить всему лётному составу походные фуражки авиационными шапочками, сдав последние в интендантство».

Распоряжение, разумеется, было выполнено – на головах всего личного состава первого авиационного полка красовались пилотки из синей ткани, однако всё довольно быстро вскрылось при встрече командира полка с великим князем. Начавшееся расследование, к счастью, не выявило истинного автора послания. Спустя два года после введения авиационной формы пилотка перекочевала и в сухопутные войска, став головным убором ефрейтора. Вариант для сухопутных войск напоминает знакомый головной убор советского образца – серая пилотка выполнена в значительно более простом крое из жёсткого сукна.

Октябрьская революция 1917 года стала переломной вехой в Российской истории – власть советов стремилась смести с лица земли всё связанное с царизмом. Коснулось это и военной формы - были отвергнуты все принятые знаки различия между чинами, упразднено солдатское обмундирование, в том числе головные уборы солдат. Для истории военной формы в России начался новый этап – единственным отличительным знаком бойца Красной армии в начале советской эпохи являлась лента красного цвета на фуражке, шапочке, папахе, пилотке – не важно.

В 1918 году началась разработка формы солдат Красной армии: во-первых, были созданы пятиконечные звёзды для советских солдат, во-вторых, новые военные головные уборы - в войска начали поступать знаменитые «будёновки» (правда, тогда они так не назывались). Чуть позже ввели новые шинели, знаки отличия и фуражки. Важно отметить и то, что разработали лишь один комплект формы советского солдата и офицера – тогда было важно, чтоб командиры особенно не выделялись, шапке и пилотке в этой системе места не нашлось.

Впрочем, вплоть до окончания Гражданской войны далеко не у всех военных большевиков была определённая форма (около ¼ личного состава повезло), лишь звезда на кокарде могла отличать красноармейца. Авиаторы же, как правило, предпочитали былую форму, в том числе использовали удобную пилотку лётчика. А курсанты авиационных школ поголовно носили форменные складные шапочки-пилотки императорской авиации. По окончании гражданской войны в 1921 году началось снабжение единой военной формой всей Красной армии, однако начали поступать множественные сигналы неудовольствия единой формой, в первую очередь из авиационных частей – авиаторам было банально неудобно в предлагаемой солдатской одежде. Таким образом, 8 ноября 1921 года была создана комиссия по выработке новой формы и знаков отличия – в 1922 году были введены новые образцы одежды, однако здесь остались те же будёновки и одинаковые для солдат и офицеров кители и шинели – несколько изменился лишь крой.

В апреле того же года был изменен значок кокарды – на красной звезде ранее были выгравированы молот и плуг, теперь же появилась впоследствии неизменная в том числе для советских пилоток звезда с серпом и молотом, отметим, что для рядовых в те времена эти звёзды вышивались, а не штамповались.

В 1923 году началась очередная дискуссия, предметом которой стала форма красной армии, – в особенности были раскритикованы солдатские головные уборы, в авиации же недовольство было особенно сильным – будёновки и шинели единого образца были просто неприменимы. Советская авиации стала самостоятельным видом вооружённых сил в 1924 году, наконец-то военные лётчики добились введения отдельной формы для ВВС, однако, пилотки в СССР пока не ввели – официальным головным убором стали тёмно-синие фуражки.

Лишь в результате реформы 1934 года пилотка из ткани вновь становится частью обмундирования войск ВВС. Изготавливалась она из плотного сукна тёмно-синего цвета с кантами бирюзового цвета, по центру спереди прикреплялась звезда красноармейца. Удобство пользования и сохранность внешнего вида стало залогом успеха. Солдатскую пилотку можно сложить вдвое или втрое, положить в карман, заткнуть за пояс – она всё стерпит. Разумеется, наиболее благосклонно к появлению нового элемента формы советского солдата отнеслись именно военные пилоты, в течение месяца полностью перейдя на ношение нового головного убора.

Военная форма старого образца и новейшая пилотка с красной звездой на тогдашних лётчиках была привычным зрелищем. Суконный головной убор предполагалось носить несколько наклоненным вправо. Пилотка надевалась на голову лихо и становилась символом боевой отваги. В соответствии с приказом 1935 года, всему командному и начальствующему составу в полевых условиях предписывалось носить пилотку своего рода войск. Виды пилоток отличались в первую очередь по цвету окантовки, для офицеров они изготавливались из шерстяной ткани, а не из сукна. Состоял этот военный головной убор из колпака с подкладкой из хлопчатобумажной ткани и двух так называемых бочков (бортиков). Солдатская пилотка не предусматривала кантов, для офицеров цвет окантовки определял принадлежность к тому ли иному роду вооружённых сил.

Финская война выявила существенные недостатки в обмундировании, результатом чего стало очередное изменение в системе военной формы советского солдата: во-первых были упразднены будёновки, во-вторых, изменился крой формы, несколько видоизменились знаки различий, наконец, основным военным головным убором рядовых и младшего и среднего командного состава признавалась пилотка с кокардой в виде красной звезды. Описание утверждавшего форму пилотки образца 1938 года комбрига Власова гласит: «состоит из удлинённого колпака, снижающегося к передней части и задней части, и прилегающих к нему двух полей (бортиков) верхний край полей на 1 сантиметр ниже верхнего края колпака внутри колпака пришита подкладка и налобник спереди к пилоткам пришита малая пятиконечная звезда». 

А те временем в Европе, началось всё с того, что в 1935 году в гитлеровской Германии была объявлена всеобщая воинская повинность и проведена военная реформа, не в последнюю очередь касавшаяся обмундирования. Сам Гитлер с огромным трепетом относился к внешнему виду своих солдат, отсюда довольно сложная система отличительных знаков, нашивок и погон. С 1935 года основным элементом формы для полевых условий для всех званий и родов войск в качестве головного убора стала пилотка вермахта. Интересно, что даже для Восточного фронта в Германии не были разработаны шапки – немецкие шерстяные военные пилотки предполагали возможность «отвернуть уши», именно так зимой поступали солдаты и офицеры для того, чтоб согреться.

Покрой пилотки, офицерской и солдатской, образца 1938 года (М38) не отличался, разница была лишь в нашивках и кокарде. Они изготавливались из шерстяной ткани с хлопчатобумажной подкладкой, имели вентиляционные отверстия и отворачивающийся околыш. Пилотки вермахта были серыми, лишь танкисты имели головные уборы чёрного цвета, а пилоты люфтваффе носили облегчённые головные уборы тёмно-синего цвета, в 1942 немцы выпустили пилотки на голову нового образца цвета хаки. Советские пилотки существенно отличались от германских – цветом, кроем, количеством нашивок, однако, по общему признанию были много более удобными.

В 1941 году в рамках подготовки к войне вышло несколько секретных указов, направленных на формирование единой фронтовой формы красной армии и снижение затрат на производство солдатской одежды. Форма советского солдата шилась из ткани цвета хаки (лишь у танкистов форма была стального цвета), для рядовых официально упразднили фуражки – шёл пошив лишь армейских пилоток. Размеры пилоток были разными, но зачастую не подходили солдатам – отсюда пошла манера носить их на макушке, иначе они сползали на глаза.

Пилотка войск РККА являлась поистине универсальным головным убором – и мужчины и женщины носили их в обязательном порядке. Рассмотрим, например, форму женщин-военнослужащих ВВС Советского союза образца 1940 года. В соответствии с нормативами, головной убор женщины-пилота в летнее время – берет или пилотка, а уже с 1942 года в войска поставлялись лишь синие пилотки, береты упразднены. Девушка в пилотке с красной звездой была обычным явлением в армии СССР в годы Великой Отечественной войны.

В августе 1941 года был выпущен приказ об изменении военной формы старшего командного состава – блестящие знаки различия, нарукавные знаки и особая форма были упразднены для полевых условий. Даже генералы на фронте носили стандартные гимнастёрки, штаны без лампасов, а также в форму входила зелёная пилотка с серым оттенком. В 1943 году вышел указ о введении новых знаков различия – впервые в военной форме советской армии появились погоны.

Параллельно частично видоизменилась военная форма советской армии – полковники начали носить каракулевые шапки, шинельные петлицы стали другой формы, видоизменились гимнастёрки, форма младшего командного состава теперь отличалась от солдатской, однако армейских пилоток реформа не коснулась. Интересный факт – на параде победы в 1945 году большинство солдат и офицеров были одеты в форму образца 1941 года, на которую лишь нашили погоны, новой просто ещё не было в достаточном количестве.

По окончании Великой Отечественной стартовала крупная реформа по повышению качества военной формы советской армии. Однако, экономическое состояние государства не позволяло осуществить полномасштабную замену формы красноармейцев, изменения первоначально коснулись лишь ВВС и бронетанковых войск. Предназначенная для рядового состава пилотка танкиста или лётчика теперь шилась из хлопчатобумажной ткани, а также был разработан новый, значительно более удобный вариант подкладки. Кроме того, упор был сделан на улучшение внешнего вида пуговиц и значков на военных головных уборах.

30 августа 1947 года было утверждено «постановление об унификации металлических эмалевых звёзд для головных уборов личного состава Советской армии и Военно-морских сил», кроме того начали изготавливать звёзды с лаковым покрытием. Звёзды изготавливались теперь в двух размерах, в соответствии с назначением: 34 миллиметра для шапок, 24 мм – для пилоток. Интересно, что до конца 50-х годов было проведено ещё три реформы военной формы советской армии, однако они касались исключительно старшего офицерского состава. Обмундирование рядовых, сержантов и прапорщиков почти полностью соответствовало образцам 1943 года – гимнастёрка, шаровары, пилотка с кокардой в виде красной звезды.

Новый виток в истории военной формы СССР и России начался в 1969 году, разработанное тогда обмундирование красноармейцев не изменялось вплоть до распада Союза, да и в сегодняшних вооружённых силах остались многие элементы. Полевая форма для всех родов сухопутных войск с тех пор защитного цвета, а парадная – синего, зелёного, цвета морской волны. Сильно изменилась форма генералов и маршалов, гимнастёрки наконец заменили на кители, видоизменились брюки, форма фуражек и, появились новые кокарды, появились открытые парадные мундиры для рядовых многое другое. Что же касается армейских пилоток, никаких особенных видоизменений они не претерпели.

Было лишь одно, но достаточно важное дополнение, на военную пилотку сухопутного офицера или сверхсрочника, мичмана, лётчика спереди крепилась не звезда, а большая «кокарда с колосьями». Эти пилотки также были с эмблемой рода войск и соответствующим кантом.

С окончанием социалистической эпохи, началось новая история – история военной формы РФ, и в ней также есть место пилотке из ткани соответствующего цвета, которую одевают солдаты и офицеры самых разных родов войск. Разумеется, всё изменяется, к примеру, пилотка офицерская военно-воздушных сил Российской Федерации в соответствии с реформой 1992 года сильно видоизменилась. Она приобрела несколько иную форму и параметры, в верхней части стенок расположены по три вентиляционных отверстия, слева на пилотке с кокардой изображение флага Российской Федерации, по верхнему краю бортиков (а для офицеров высшего командного состава и краю донышка) имеется голубой кант. Пилотка моряка по форме не отличается от пилотки ВВС, но она чёрного цвета, на ней белые канты и, конечно, имеются собственные знаки отличия.

Военная пилотка и её аналоги используются во многих армиях мира – будь это шотландская гленгарри, американская garrison cap (кепка Гаррисона), итальянская бустина или польская фуражирка. Однако большинству из нас наиболее близки именно советские пилотки, в которых и сегодня можно увидеть рядовых пехотинцев (разумеется, с другой символикой).

 

Copyright? All Rights Reserved? Автор скептически отосится к соблюдению авторского права в российском интернете.